В царстве ПРИРОДЫ

309 подписчиков

Что значит пройти калибр...

В результате аномально тёплой осени и запоздалой весны нынче в Женевке произошли небывалые события. Например, полностью затопило льдом ход Галлея в районе Занавеса. Толщина ледяной пробки составила более трёх метров. Спасатели сунулись туда с бензопилой, да были вынуждены отступить. Тогда за дело взялись мы. У нас девиз другой: для нас нет невозможного. Ход мы пробили за два дня. Далее нужно было пробиться через калиб "Ветерок", и вот об этом расскажу подробнее...

Антон собрал группу желающих сходить в пещеру Женевскую. Некоторых я не знал. Интересно было определить, кто из них наш человек, а кто - случайный. Например, девушка Маша отличалась звонким смехом и напористым характером. Она так и сыпала шутками.
- Наш человек! - обрадовался я.
Выяснилось, что Маша отправилась в поход без фонариков, а их нужно, как минимум, по два на человека. Антон меня предупредил, чтобы я взял запасные, вот тут они и пригодились. Маша взяла фонарики, и тут, о чудо! - один из них сам по себе включился. Странное дело! Я его выключил и вернул Маше. Но, едва он попал в её крепкую ладонь, свет тут же вспыхнул! Выключаю и вновь возвращаю. Что такое?! Свет моментально вспыхивает!  Причём фонарик теперь возможно выключить не с первого раза, а надо нажать на кнопку раз пять-шесть. Маша со смехом возвращает фонарик, я его выключаю и убеждаюсь, что всё в порядке. Фонарик спокойно лежит и не своевольничает. Но как только он попадает в машины руки, так непременно включается. Выключаю с десятой попытки.
- Маша, делай с ним, что хочешь, но мне не возвращай. До конца похода он твой.
Всё, пора ехать. Мы рассаживаемся в три машины. И тут Маша снова суёт мне включённый фонарик. Казалось бы, мелочь, но мне становится понятно,  что нет, не наш это человек. Нарушение дисциплины не прощается.
Едем. Водители рассказывают, что сегодня утром не могли завести машины, даже несмотря на автопрогрев. Да, сибирский мороз в 30 градусов - это вам не хухры-мухры!
Едем по льду водохранилища. Рыбаки уже проторили путь по снегу, ехать легко. Правда, чем ближе к нашему ручью, тем труднее. Последние полтора километра приходится идти пешком, через сугробы. Договорились, что водители приедут за нами в воскресенье, в 17 часов, и будут тут ждать.
Мороз обжигает лица, но мы идём быстро и потому не успеваем замёрзнуть. Крутой подъём в горку вообще разогревает. Перед входом в пещеру мы быстро переодеваемся и перекладываем вещи из рюкзаков в транспортные мешки. Специально к этому походу я сшил несколько дополнительных беседок. Теперь снаряжения хватает на всех. Ребята один за другим ловко соскальзывают по верёвке. В гроте Устова значительно теплее, чем снаружи. Идём по длинному ходу Галлея, который нынче заканчивается тупиком. Но мы обходим препятствие ходом Тониуса. Теперь нам нужно пробить ход через калибр Ветерок (Пыльный). В прошлом году калибр сильно затопило льдом, но протиснуться всё-таки было можно. Нынче калибр затопило ещё и водой, которая сверху покрылась коркой льда. Мы придумали как откачать воду; взяли для этого канистру, кружку и клизму. Пробив корку льда, вычерпываем кружкой воду. Тут возникает другая проблема - а куда эту воду девать? Ведь калибор - самая низкая точка в этом гроте. У нас даже сначала была мысль поднимать канистру по верёвке через ход Тониуса и выливать в соседнем гроте. Но схема показалась слишком громоздкой. Тогда мы нашли другой вариант: пробурить в нашем гроте несколько углублений, и туда выливать воду. Это сработало! В скважину глубиной метр помещалось ровно 10 литров воды. Когда уровень воды упал так, что и кружкой не зачерпнуть, в ход пошла клизма. Наконец, вся вода откачана. Мы ломаем ледяную корку и выявляем новые трудности: во-первых, эта корка оказалась толще, чем мы сначала оценили, от 3 до 5 сантиметров. Во-вторых, уровень прошлогоднего льда повысился примерно на 6-8 сантиметров. Это означало, что нужно было не только убирать корку, но ещё и вырубать лёд со дна. Сейчас в щель можно было пропихнуть только ладонь, но ведь этого мало, ведь всё остальное тело тоже хочет попасть внутрь. Мы принялись работать топором, вгрызаясь всё глубже. Сначала темпы работы нас вдохновляли. Но вот Саша влез в калибр уже наполовину и что-то там кричит.
- Саша, что?
- Паника! - радостно отвечает Саша, - я не могу выбраться назад!
Тогда мы хватаем Сашу за ноги и вытягиваем на волю. Как же теперь нам быть? Решение находим быстро: обвязывать человека за ногу верёвкой. По команде вытаскиваем из калибра. Со стороны эта технология выглядела так: человек ложился на большой кусок полиэтиленовой плёнки, которую мы предусмотрительно прихватили для защиты от влаги, мы привязывали к его ноге верёвку и плавно спускали в калибр по ледяной горке. Тут важно было стравливать верёвку постепенно, иначе человек мог врезаться головой в стену. Срубив часть ледяной корки и поместив обломки в котелок, человек отдавал команду. Тогда мы напрягали верёвку и выволакивали человека на горку, а он при этом бережно прижимал к себе котелок с крошками льда. Мы брали у него котелок и высыпали лёд в сторонке, после чего снова запускали в калибр. Так мы углублялись метр за метром. К сожалению, работать становилось всё труднее. Калибр беспощадно сужался. Условия работы порой были невыносимыми, буквально на грани терпения. Лежишь в такой тесноте, что упираешься подбородком в пол, а затылком в потолок. Вперёд можно пропихнуть только одну руку, для второй места уже нет. Пространства для размаха топорика тоже мало, поэтому удары получаются слабые. Мешал нам ещё и ветер. Повернёшь голову налево - ветер страшно гудит и буквально треплет ухо, которое просто твердеет от холода. Повернёшь голову направо - ветер почти не мешает, но зато не размахнуться топориком. Вот это была напряжённая борьба за каждый сантиметр!
Ход Тониуса мы прошли к часу ночи. Предполагали, что примерно к 4 часам утра уже пройдём калибр и будем ставить базу. Однако смотрим на часы и с огорчением понимаем - уже 9 часов утра, а мы прошли едва половину калибра. Работали только парни. Не хватало ещё мучить наших девушек таким убийственным процессом. Однажды я стоял на льду и вдруг чуть не упал - картинка так и поплыла у меня перед глазами. Очевидно, я на секунду заснул. Тогда я подошёл к груде камней и повалился на них мешком, даже не выбирая места. Только успел подложить рукавищу под ухо. Сон был коротким, но крепким. Мне показалось, что я спал минут 10, но ребята сказали, что я так лежал полчаса. Вот и отлично! Со свежими силами я устремился в калибр... Скоро мы радостно заметили, что ход стал расширяться. Пожалуй, Антон, как самый стройный среди нас, уже сможет протиснуться.
- Тоха, вперёд!
Антон принялся буравить узкое отверстие. Несколько минут он усиленно пыхтел в калибре. Но вот мы услышали, что звкуи удаляются от нас, и вскоре раздался торжествующий крик:
- Прошёл!!!!!!!!
- Ура!
Психологически это очень важно для нас. Осталось всего лишь немного расширить ход, чтобы могли пройти и остальные. Правда, это легко сказать... Наверное, нас выручил Слава. Мы с Сашей как-то выдохлись и работали не очень эффективно. А вот Слава бурил ход, как заправский крот. Вот это работоспособность! Через калибр уже смогли пройти самые стройные девушки. Оставались самые толстые спелеологи: Саша, Маша и я. Маша поведала нам, что веса в ней 80 кг.
- Погоди, - говорю, - а какой у тебя размер одежды?
- 50-52, - говорит.
- А, так нам с Сашей будет проще! У нас 48-50. Значит, если ты пройдёшь, то мы точно пройдём!
Маша с энтузиазмом кинулась в калибр. Её упорство и энергичность вселяли надежду. Маша билась несколько минут, но была вынуждена скомандовать:
- Выбирайте верёвку!
Мы вытащили Машу обратно. Продолбив ещё несколько сантиметров, предпринимаю очередную попытку прохождения. Голова прошла самое узкое место, но грудная клетка упёрлась. Сделав глубокий выдох, проталкиваю тело ещё на несколько сантиметров, но всё, дальше никак не получается. Пытаюсь пятиться назад, но и эти попытки нет дают результата. Уже хочется дышать, но грудная клетка стиснута. Сил едва хватает на команду:
- Выбирайте!
Саша и Маша тянут со всех сил. В глазах темнеет от асфиксии, а тут ногу отрывают - забавное ощущение! Наконец, ребятам удаётся вытащить моё тело из каменного плена. Мне нужно несколько минут, чтобы отдышаться... А Саша уже рубит дальше и кричит:
Вытаскиваем Сашу. В калибр ввинчивается Маша. Ей тоже удаётся пропихнуть голову через узость, но не более того. Бедняга даже стонет тот боли.
Снова приходит на выручку Слава. Он долбит лёд полчаса - так долго больше никто из нас не мог продержаться. Только после этого ход становится достаточно широким, чтобы могли протиснуться все. Идём по ходу Надежда и удивляемся радикальным переменам: все ледяные фигуры исчезли напрочь! Такого не было никогда со дня открытия пещеры. Ну и чудеса! Более того, в Надежде непривычно тепло... Мы ставим палатки и смотрим на часы.
- Мы планировали быть здесь в 4 часа, - говорю, - а сейчас только 3! Почти по плану.
Это плохая шутка. Ведь мы думали лечь спать в 4 часа утра, а сейчас 3 часа дня. Когда же мы успеем посмотреть красоты? Но вот поужинать мы успеваем! Примус жизнерадостно гудит, народ уже доволен. Только Антон в замешательстве - он, оказывается, забыл все кариматы в багажнике машины... Предвидя эту ситуацию, я прихватил с собой запасной каримат. Расползаемся по палаткам. Саша прижал мой спальник и навалился сверху. Ощущения, примерно, как в калибре! Но тепло. Засыпаем быстро...
К семи часам вечера выясняется, что народ отдохнул, проголодался и готов исследовать пещерные красоты. Антон уже продумал маршрут. После ужина уходим в радиалку. Ребята все спортивные и шустрые. Без проблем проходим Перекрёсток, грот Ацтека и Арбат. В Синагоге любуемся шикарным кальцитовым занавесом. Антону не терпится загнать народ в Шамбор, и мы решаем, кто пойдёт первым. Даша, хитро улыбаясь, говорит, что знает секрет - она читала наши рассказы про пещеры.
- Тогда пусть первой пойдёт Маша!
Маша не спорит, ей только путь укажи. Она пытается пройти, как обычно все новички - головой вперёд, на животе. Вывалилась обратно и под общий смех пояснила:
- Жизнь дала трещину. Получилась жопа!
На второй попытке Маша сообразила, что можно лечь на спину и отталкиваться ногами от потолка. Остальные пошли таким же способом. Антон показал самый красивый вариант - ногами вперёд. Незатейливые красоты Шамбора привели народ в восторг. Ха, что будет дальше! Мы отправились смотреть второй занавес Арбата. Сели, как в театре, осветили всеми фонарями огромную белую натечку. Это было сильное зрелище. Сразу стало понятно, ради чего мы так мучились в калибре.
Антон уже рвётся в Музыкальный Салон. Мы проходим Эрмитаж, Греческий зал, грот Улофа. В Музыкальный Салон уходят все, кроме Саши. Мне тоже не очень-то хотелось лезть, но я решил проверить свои способности. Там трудным местом является вертикальный калибр. Он короткий и относительно просторный, просто очень неудобный. При выходе человек обнаруживает, что нет опор ни для рук, ни для ног. В молодости я проходил этот калибр за 45 секунд, чем неоднократно гордился. Сегодня мне понадобилось 3 минуты, но и этим я остался доволен. Ведь бывало, что некоторые тратили по полчаса...
Следом за мной пошла Маша. Как и предполагалось, получилось почти цирковое представление. Подозреваю, что именно ради этого Антон и задумал такой маршрут... Маша лезла настойчиво и даже остервенело. Упираясь ногами в последнюю ступеньку, она пыталась выбраться разными способами, отпуская при этом шутки. Она вспомнила мультик про Винни-Пуха, который ходил в гости по утрам, а также ещё много чего. Ухватив Машу за одежду, я пытался помочь, но малоэффективно. Тогда снизу принялся помогать Слава.
- Ого! - обрадовалась Маша, - сразу видно, что настоящий мужик подошёл!
Слава мощно выталкивал Машу наверх. Снова борьба за каждый сантиметр! Маша выползла наполовину и бодро закричала:
- Ликуйте, народ!! Моё пузо на свободе! Ой, что же это я радуюсь, ведь жопа-то пока ещё там...
Пещера огромна и разнообразна. Есть тут и просторные гроты, есть и узкие ходы. Можно проложить маршрут на любой вкус. Мне показалось, что Антон больше увлечён техническими трудностями. Мне же хотелось показать новичкам красоты. Мы отправились в грот Светлана. Вот тут, перед ослепительно красивой катушкой Светланы, народ и примолк. Мы просто физически прочувствовали, как красота облагораживает душу...
Радиальная прогулка завершилась к пяти часам утра. После горячего ужина спешим спать. В палатках непривычно жарко. На этот раз почему-то вовсе не тесно. Саша куда-то откатился, и мне совсем просторно. Неужели нас в палатке пятеро?
Выспались вволю! Вот сладостное ощущение, не всем знакомое! Просыпаешься не потому, что нужно идти на опостылевшую работу, а потому, что совершенно выспался! Так мы реализуем мечту миллионов.
Группа быстро собирается. Моя палатка остаётся в гроте, сюда мы скоро вернёмся. Ловко проползаем через калибр Ветерок. Теперь нам остаётся последнее серьёзное препятствие - чистый отвес хода Тониуса. Из 20 метров верёвки примерно 16 висят в воздухе. Первым ловко проходит Саша. Он закрепляет наверху страховку и готов всех страховать. Второй вызвалась идти Маша. Её энергичные движения сначала обрадовали нас. Однако, поднявшись всего метра на три, Маша сбавила скорость. Очевидно, она устала. Даже её бесконечные шутки прекратились. На высоте метров семи произошло загадочное событие, объяснить которое мы так и не смогли. Верхний жумар Маши почему-то не зафиксировался на верёвке и проскользнул вниз. Маша с удивлением провисла, а её нога в педали оказалась выше головы.
- Ай, мне так неудобно! - закричала Маша и стала выгибаться.
- Не опускай голову вниз! - закричали мы. Но Маша, не обращая внимания на наши крики, устроилась горизонтально. В таком положении, действительно, находиться удобнее. Нагрузка приходится на поясницу, висеть в беседке получается даже комфортно. Однако при этом лучше всё же придерживаться руками за жумар, ведь есть риск опрокидывания вниз головой. Не слушая нас, Маша так и сделала - опустила голову вниз. Шапка вместе с фонариком свалилась к нам.
- Ай! Ой! - сообщила Маша.
- Погоди, мы сейчас привяжем шапку с фонариком к страховке, - говорим.
- Не надо шапку, мне жарко! Давайте только фонарик.
Получив груз, Маша взяла только фонарик. Шапку швырнула обратно вниз. Что случилось с жумаром, так и осталось непонятным. Маша заявила, что он сломался. К счастью, у нас полный мешок снаряжения. Мы отправили Маше на страховке ещё один жумар, а также дополнительную петлю для педали, чтобы можно было встать на ноги. Теперь Маша поднималась, используя сразу три жумара. Однако усталось брала своё. Маша все хуже понимала, что же ей нужно делать. А мы обратили внимание на Дашу - девушка отдавала совершенно чёткие команды, спокойным и ровным голосом. Жаль, что Маша уже мало что воспринимала. Она подобралась к карнизу и остановилась. Да, карнизы проходить тяжело. Но, если сама не можешь сообразить, то послушай мудрую Дашу... Маше было хреновато. Она поднималась уже более часа. Однажды даже закатила истерику и принялась энергично биться, как рыбка на крючке. Увидев, что этот приём не помогает, Маша успокоилась. Сейчас, уперевшись в карниз, она снова стала нервничать и, похоже, была готова к следующей истерике. Даше едва удалось отговорить её от этого опрометчивого поступка. Поразмыслив, Маша пришла к единственно верному решению - лучше тратить силы не на истерику, а на подъём. После этого скорость движения возросла. Потом Саша спустил нам на страховке снаряжение, и мы кинулись смотреть, что же случилось с жумаром. А ничего не случилось! Жумар работал идеально. А что могло вообще случиться с французским  жумаром? Исключительно надёжная техника. Используя этот жумар, я быстро поднялся наверх, к Саше. Мы потеряли на эпизоде с Машей часа полтора и теперь опаздывали.
- Максим нас ждёт в машине и ругается, - вздохнул Антон.
- Валите всё на меня, - сказала Маша.
Саша вытащил через отвес все транспортники, я перебросил их в ход Галлея. Далее мне стала помогать Даша. Мы подняли все мешки в гроте Устова до самой ледяной лестницы. Видно было, что Даша устала. Но девушка не останавливась на отдых, а работала самоотверженно. А ещё во время похода выяснилось, что она вообще умная девушка. Во время привалов предлагались математические или логические задачи. Даша оказалась единственной, кто мог с ними справиться.
- Так вот кто тут наш человек! - закричал я, - это ты! Ну и Слава, конечно же.
Когда мы выбрались на поверхность, в лесу было пугающе темно. Даже сильный мороз так не пугал. Напротив, мы даже посмеялись, увидев, как наша одежда мгновенно встала колом. Антон с восторгом сообщил, что мороз хорош - вот, сопля на лету замерзает...
- А какая красота кругом! - восхитился Саша, - посмотрите на звёзды!
Звёздное небо просто покоряло... Воздух был исключительно чист и прозрачен. Звёзды и галактики были изумительно хороши. Глубина такая, что сразу за душу берёт. Первобытный восторг!! Но некогда любоваться, нужно спешить. Мы ломанулись по натоптанной тропинке. Прошли ручей Долгий, вышли на Кызыреевку - нет наших машин! И мобильной связи тут нет. Идём дальше. Мороз крепчает... Дошли до Бирюсы.
- Здесь должна быть связь, - оборачиваюсь к Антону, - звони Максиму.
Антон достаёт телефон и обнаруживает парадокс: связь есть, а сигнала нет. Идём ещё дальше. Наконец, Антону удалось дозвониться до Максима.
- Всё в порядке, они уже едут!
На лёд выехали только две машины, третья ждёт в Шумихе. Поэтому мы загружаем в машины в первую очередь самых замёрзших. Я мог бы отправить на машине свой рюкзак, ведь идти без него было бы легче. Но нет, с рюкзаком теплее! Машины исчезают в темноте, мы с Сашей остаёмся вдвоём. Теперь нам идти гораздо радостнее! Мы отошли от пещеры на 10 км, когда за нами вернулся Максим.
- Какая температура?! - ошеломлённо спрашивает Саша.
- С утра было -37, а сейчас, наверное, сороковник, - отвечает Максим, - мы вас не дождались, выехали до зоны связи, уже МЧС вызвали. А там понять не могут, как это вы ушли в Женевку, когда там хода нет, ледяные пробки...
- Зато теперь все узнали, что ход в пещеру есть...
Наш следующий поход только через шесть дней, прилетят москвичи. Теперь по пещере гулять легко, трудностей больше нет. Но пусть узнают, что такое сибирский мороз...

Фрагмент Светланы

Разумеется, я не стану вывешивать все фотки, их слишком много. Кому интересно - можете посмотреть фотоальбом по пещерам. А мы продолжаем путешествия. Работаем по плану, который я вывесил ещё в сентябре прошлого года:

Походы в пещеру, расписание на 2012 год:
с 27 по 29 января (пройдено)
с 4 по 11 февраля (записалась группа московских фотографов)
с 17 по 19 февраля (поход для новичков, но можно присоединиться и фотографам, места ещё есть)
с 24 по 26 февраля  (поход для новичков, но можно присоединиться и фотографам, места ещё есть)
с 2 по 7 марта  (поход для фотографов, но можно присоединиться и новичкам)
с 9 по 13 марта  (поход для фотографов, но можно присоединиться и новичкам)
с 16 по 18 марта  (поход для новичков, но можно присоединиться и фотографам, места ещё есть)
Примерно с 21 по 28 марта - Ольхон, по местам силы. Поход будет жёстким, ночевать в палатках на морозе.